По данным Росстата ежегодно с 2012 года в России накапливается более 5 миллиардов тонн промышленных и бытовых отходов. Из этого объема 57 миллионов тонн (согласно госдокладу «О состоянии окружающей среды в Российской Федерации за 2014») — это отходы, связанные с деятельностью населения. То есть один житель нашей страны производит около 470 кг мусора в год. Существует три типа обращения с отходами. Их можно сжечь, захоронить на полигоне или переработать, вернув материалы в производственный цикл. Последний способ является наиболее разумным как с экономической точки зрения, так и для сохранения благоприятной окружающей среды. Тем не менее, в нашей стране на данный момент порядка 93% образующихся отходов отправляется на свалку. Переработка отходов позволяет во много раз снизить загрязнение окружающей среды не только за счет того, что меньше мусора будет выбрасываться на полигоны, но и потому, что сократятся объемы промышленных отходов. Людям не нужно будет добывать и обрабатывать новые природные ресурсы для получения материалов. Готовые материалы они будут получать из старых вещей. На сегодняшний день в России перерабатывается не более 5 – 7 % бытовых отходов. Работа в области экологического просвещения вносит важный вклад в изменение этой ситуации к лучшему. Необходимо дать подрастающему поколению целостное представление о преимуществах переработки отходов перед другими способами обращения с мусором, опасными и не столь дальновидными. Урок в нашей школе был проведен 26 февраля 2021 г. с учащимися 7 классов.
Цель урока – сформировать ответственное отношение к отходам и научить грамотному обращению с ними; мотивировать школьников к участию в раздельном сборе отходов.
Урок формирует понимание того, какие действия может предпринять каждый ученик, чтобы внести вклад в решение проблемы, и понять важность любого, даже самого маленького действия.
Задачи Всероссийского экоурока «Разделяй с нами. Способы обращения с отходами»:
1.Познакомить учащихся с проблемой отходов и раскрыть такие понятия, как переработка отходов, раздельный сбор, захоронение отходов, сжигание отходов, загрязнение окружающей среды.
2.Выяснить преимущества и недостатки разных способов обращения с отходами.
3.Познакомиться с технологиями раздельного сбора и переработки отходов.
4. Вдохновить учащихся на активную деятельность по решению проблемы отходов в своем городе.
Урок состоит из трех взаимосвязанных блоков с демонстрацией презентации и рассказа учителя.
В первом блоке ребята узнали, в чем состоит проблема отходов и почему ее решение актуально. Определили, каковы причины и возможные последствия данной проблемы. В ходе игры выяснили преимущества и недостатки захоронения, сжигания и переработки мусора.
Во втором блоке, работая в группах, ребята познакомились с понятием «раздельный сбор мусора» и потренировались в его сортировке. Разработали схему управления отходами.
В завершающей части урока учащиеся составили список действий, которые они готовы совершить, чтобы помочь решению проблемы отходов в своём городе.
Урок прошёл на одном дыхании, ребята не заметили, как пролетело время.
Учитель биологии высшей категории МБОУ СОШ № 251 Волкова Н.Г.